Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Гены веры

Предположение о существовании специальных генов, которые связаны с нашей верой во что-либо, не так уж и легкомысленно, учитывая огромное влияние генетики на развитие мозга. Было высказано множество предположений, существуют ли "гены веры". Социобиолог Э.-О. Уилсон отмечает, что "предрасположенность к религиозным верованиям является наиболее сложной и могущественной силой человеческого разума" и что религия часто помогает обессмертить гены ее последователей, поощряя заводить большие семьи и запрещая употребление потенциально загрязненной пищи, кровосмешение и другие рискованные действия.

Стивен Пинкер говорит, что религия может представлять собой механизм, который дает некоторым людям преимущества по сравнению с другими. Например, почитание предков увеличивает авторитет пожилых людей, так как они могут угрожать молодым даже после своей смерти. Обряды посвящения и жертвоприношения помогают избавиться от социальных паразитов. Религия сулит здоровье, благополучие, защиту и вечное счастье в загробной жизни, и любое вероучение, обещающее такие чудеса, может навсегда войти в культуру.

Хотя Ричард Доукинз клеймит религию как заразную болезнь разума, что, конечно, верно в случае суицидального культа Джонстауна и храма Солнца, есть свидетельства, что религия может быть очень благотворной. Те, кто склонен верить, имеют больше шансов выжить, чем те, кто не верит. Широкомасштабное исследование "фактора веры" в связи с болезнями, проведенное учеными из больницы Майо, показало, что в 350 случаях физических и 850 случаях психических заболеваний религиозность и духовность способствовали улучшению здоровья. В целом у 75% пациентов отмечаются положительные изменения, у 17% изменений не обнаружилось, а у 7% состояние ухудшилось. Этому есть множество объяснений, не связанных с божественным вмешательством.

Вера помогает людям справляться со стрессом, и религиозные люди могут быть более уступчивыми и менее склонными к излишествам, они получают большую поддержку, например в своем сообществе единомышленников. Уолперт рискует предположить, что религия может быть не опиумом для народа, но великим плацебо (хотя некоторые ученые и скептически относятся к улучшению здоровья под воздействием религиозной практики).

Если вера и духовные факторы действительно повышают шансы человека выжить, то гены, связанные со склонностью к вере, скорее останутся в потомках и будут переданы будущим поколениям. Это кажется верным. Доля ученых, верующих в Бога, остается на отметке 40% в течение последних восьмидесяти лет, несмотря на все удивительные достижения в науке и кажущееся уменьшение влияния религии. Томас Баучард из Миннесотского университета провел исследование близнецов, которые жили отдельно, и пришел к выводу, что существует "некоторая общность, обусловленная генетическими факторами" в религиозности двух таких людей.

Идея, что религия и вера имеют генетический компонент, поддерживается Джоном Берном, директором по медицине Института генетики человека Университета Ньюкасла в Англии: "Как генетик, я не могу не видеть, что у каждого племени и у каждого народа есть религия. Если и в неофициальной форме, все равно они демонстрируют общие верования. В нашем современном мирском состоянии вера более рассредоточена, нашу озабоченность памятником Диане, принцессе Уэльской, или силу фанатской поддержки клуба "Ньюкасл Юнайтед" можно рассматривать как реализацию необходимости верить".

Идея, что вера является отличительной чертой человека, возникла тогда, когда над этим вопросом стали вообще задумываться. Берн говорит, что нетрудно увидеть потенциальные выгоды от такого поведения: "Выживание нашего вида потребовало способности работать сообща, образовывать общества. Желание жить и, если необходимо, готовность умереть за веру - эволюционное преимущество огромной силы. В нас есть генетическая предрасположенность к вере". Может быть, поэтому маглы по всему миру так же верят в науку?

Роджер Хайфилд

Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство