Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Умножение магии

Когда рождается вера, она распространяется через неосознанное человеческое стремление подражать другим, - примерно так же мы принимаем позу человека, с которым разговариваем, или улыбаемся в ответ улыбающемуся беззубому малышу. В результате, по словам Ричарда Доукинза из Оксфордского университета, вера может заполнить человеческое сознание, подобно паразиту. Он уподобляет верования, суеверия и т. п. вирусу разума, где вирус содержит программу, набор генов, которые приказывают: "размножь меня". У взрослых такими вирусами стали письма счастья, сетевой маркетинг, городские мифы и мода. Среди вирусов разума прошлого было убеждение, что великие эпидемии - это козни дьявола, ведьм или расплата за грехи.

Сонм обожателей "Гарри Поттера" особенно уязвим для вируса разума. Просто подумайте о популярности детских увлечений, будь то собирание шоколадных лягушек или карточек с покемонами, кручение обруча или прыганье на "пого". Как отмечает Доукинз, это происходит потому, что дети особенно восприимчивы. "Детский мозг должен многому научиться. Не только язык, но и вся культура должна быть впитана мозгом ребенка. Как живые клетки и компьютеры уязвимы для паразитических программ, потому что должны создавать среду "дружелюбную для программ", так и мозг ребенка находится в опасности".

Увлечения, мода и поттеромания - это корь и ветрянка для мозга, стремительно передающаяся от ребенка к ребенку. Иногда сами родители помогают своим детям заразиться, поощряя их забавы, связанные с использованием воображения и фантазии. Возможно, именно такой магический опыт в детстве порождает суеверия взрослых.

Существуют и культурные вирусы, модель заражения которыми носит "вертикальный" характер: от родителей к детям, как и передача информации через обычные гены. К ним относятся очень многие вещи: от местных диалектов до религии. Доукинз изобрел знаменитый термин "мем", который впервые появился на страницах его книги "Эгоистичный ген" (1976). В последующие годы о мемах сложились самые разные мнения. Некоторые исследователи, например Сьюзан Блэкмор из Университета Западной Англии, считают, что подражание является тем механизмом, который создает разнообразие людей, и изучение одного этого простого механизма позволяет пролить свет на эволюцию человеческого мозга, происхождение языка, альтруизма и развитие Интернета: "Если посмотреть сквозь призму мемов, человеческие существа оказываются совершенно разными".

Другие сомневаются в реальности мемов. Будучи поклонником работ как Доукинза, так и Блэкмор, Вайз все же считает, что концепция мема является "недостаточно обоснованной метафорой". Философ Мэри Мидгли называет мемы "мифическими сущностями". По словам Стивена Джея Гоулда, одного из биологов-эволюционистов, который настолько знаменит, что однажды даже появился в мультсериале "Симпсоны", они "просто не имеют смысла". Упрощение магии с ее сложной сетью артефактов, ритуалов и традиций и ее отношениями с обществом и сведение ее к простым единицам, генам и мемам, является "объяснительным империализмом", который представляет собой просто-напросто бессмыслицу, по мнению археолога Тимоти Тейлора, который цитирует здесь Оскара Уайльда: "Правда редко бывает чистой и никогда - простой".

Рискуя быть втянутым в "войну мемов", я лишь предположу, что меметика вряд ли является теорией всей человеческой природы, но, по крайней мере, она предлагает прагматический способ уточнить некоторые идеи о происхождении магии, позволяя не потеряться в огромном числе волшебных палочек, ритуалов, остроконечных шляп и прочей неразберихи.

Доукинз отмечает, например, что причина популярности многих убеждений кроется в распространенном представлении о том, будто правильно верить в нечто именно потому, что для этого нет никаких оснований: "Жертва вируса разума, поражающего разные поколения, обычно придерживается странной внутренней веры в правдивость некоторых вещей, несмотря на полное отсутствие каких-либо доказательств в их пользу. Эта абсолютно непоколебимая, хотя и абсолютно беспочвенная внутренняя убежденность часто называется словом "вера"".

Доукинз воздерживается от применения уничижительной метафоры "вируса" ко всем сторонам культуры, всему знанию и всем идеям. Существует шкала, на одном краю которой находится чистый вирус, например городские мифы или вызывающие зависимость компьютерные игры, а на другом - полезная и действительно необходимая программа: "В области культуры великие идеи и великая музыка распространяются не потому, что в них содержатся инструкции, которые бездумно выполняются переносчиками, но просто потому, что они великие". Такие великие творения создавали Ньютон, Дарвин, Бронте, Элиот, Бетховен и Бах. А сегодня то же самое можно сказать о Дж. К. Роулинг, чей особенный вирус разума использует очарование магией, которое возникло тысячи лет назад.

Роджер Хайфилд

Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство