Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Настоящее колдовство

Слово witch (англ. "ведьма") происходит от wicca (викка), термина, относящегося ко временам англосаксов, когда западногерманские племена поселились в Англии примерно в V веке нашей эры. Wicca, в свою очередь, этимологически связано с wicken, что в средневерхненемецком означало "заклинать". Почти тысячелетие спустя после прибытия германских племен колдовство достигло своего расцвета, начавшегося по множеству причин. Одной из них является сокращение населения, которое сделало деревни более уязвимыми к природным катаклизмам. Общество стало сильно нуждаться в козлах отпущения, на которых можно было повесить вину за навалившиеся беды.

Другим значительным фактором стало распространение христианства. Развитие религиозных догм и верований от Средних веков до начала XVII века привело к тому, что многие люди стали верить в существование магического мира. По мере того как Церкви удавалось все более жестко насаждать христианское мировоззрение вместе с представлением о дьяволе, активно вмешивающемся в людские дела, вера в колдовство все более укреплялась. Церковь раздувала опасность оккультизма и повсеместно боролась с "дьяволом" и его приспешниками. Если Сатана был довольно незначительной фигурой в эпоху раннего христианства, то в Средние века он стал центральным персонажем. Период наиболее активных гонений на ведьм пришелся на XVI и XVII века, однако рассказы о ведьмах сохранились и до сих пор. Одна история XVIII века рассказывает, как они превращались в зайцев, чтобы "заводить гончих и охотников в долгую и бесплодную погоню". А не далее как в 1924 году в тюрьму был заключен человек за нападение на своего соседа, который, по его мнению, "навел порчу" на свинью.

Дж. К. Роулинг испытывает такое отношение к себе сегодня. В США в некоторых штатах родители потребовали, чтобы ее книги были исключены из школьных библиотек, поскольку они якобы восхваляют оккультные практики. Священники вещали, что эти книги - источник зла, из-за того, что в них рассказывается о черных демонических силах. Некоторые заблудшие души даже заклеймили Роулинг ведьмой - удивительное эхо событий, происходивших сотни лет назад.

Тогда, как и сейчас, со смесью удивления и ужаса люди верили в приспешников Сатаны и их демонические силы. С 1486 года у них даже появился настольный справочник, который помогал выявлять ведьм и разбираться с ними, - "Malleus Maleficarum", или "Молот ведьм", написанный Генрихом Крамером и Яковом Шпренгером, двумя монахами-доминиканцами.

"Молот", который наверняка упоминается в работе Батильды Хлоп, является энциклопедией демонологии, в которой описывается множество зловещих подробностей из популярных народных представлений о черной магии, начиная от сжигания младенцев, заканчивая лишением людей жизненно важных органов. В книге рассматриваются многие важные для того времени темы и вопросы: является ли утверждение о существовании ведьм настолько католически правоверным, что упорное отрицание его должно считаться определенно еретичным? Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами? Откуда берет начало преумножение чародейств? О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена... Придают ли ведьмы людям облик животных? Как демоны проникают в тела и головы людей, не причиняя им ранений, когда они производят обманы чувств? Как ведьмы вызывают градобитие и грозу и направляют молнии на людей и животных?

В этой книге вскользь говорится о метле как о летательном средстве передвижения: "Ведьмы приготовляют мазь из сваренных частей детского тела, особенно тех детей, которых они убивают до крещения; по указанию демона намазывают ею какое-либо седалище или палку, после чего тотчас же поднимаются на воздух".

Котел был удобной утварью для ведьм, питающих нездоровую слабость к человеческой плоти: одна плененная ведьма говорила, что "мы устраиваем свои западни преимущественно для некрещеных детей... убиваем их согласно нашим обрядам, когда они лежат в колыбели или с родителями так, что потом все считают, что ребенок был заспан или умер по иной естественной причине. Затем мы украдкой похищаем их из могил и варим в кастрюле до тех пор, пока не размякнут кости и все тело не сделается жидким и годным для питья; из более густой массы мы делаем мазь, применяя ее для исполнения наших желаний волшебства и перелетов; более жидкой массой мы наполняем пузатую бутыль; тот, кто из нее выпьет, с соответствующими при этом обрядами, становится соучастником и учителем нашей секты".

В "Молоте" раскрывается, как получали такие необычные признания. С подозреваемых срывали одежду и подвергали пыткам: "Раздевают ведьму для того, чтобы исследовать, не вшито ли в ее одеяние какого-либо орудия ведьм, как это ими часто совершается по наущению беса, когда они пользуются членами тела некрещеных детей - убитые до крещения, они могут не получить спасения". Если кому-то такой способ допроса кажется не очень честным, в "Молоте" подчеркивается, что после признания под пытками ведьма, разумеется, должна "подтвердить, что призналась она не только из-за мучений".

Книга пережила много изданий и имела внушительные рекомендации: "Молот" был одобрен факультетом теологии Кельнского университета. В 1484 году авторы убедили папу Иннокентия VIII издать буллу Summis desiderantes, в которой предписывалось начать охоту на ведьм. Он объявлял (это дает живое представление о духе времени, однако этот отрывок можно спокойно пропустить): "...очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания; что они нещадно мучают как внутренними, так и наружными ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных; что они препятствуют мужчинам и женщинам зачинать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг; что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении; и что они по наущению врага рода человеческого дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению божеского величия и к соблазну для многого множества людей". Коротко говоря, ведьмы были самыми крайними козлами отпущения.

Роджер Хайфилд

Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство