Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Цвет движения

Цвет движения, фото

Мы по отдельности воспринимаем не только звуковые и зрительные образы. Оказывается, что восприятие движения может также зависеть от цвета движущегося предмета. Представьте метроном, в котором цвет планки меняется с красного на зеленый и обратно по мере того, как она отклоняется влево и вправо. Оказывается, что при определенных скоростях планки создается впечатление, что цвета движутся в противоположные, чем на самом деле, стороны. В своем очередном эксперименте с девятью добровольцами Семир Зеки использовал движущиеся цветные квадраты вместо метронома. Он обнаружил, что если испытуемые сосредоточенно следили за цветом движущихся вверх красных квадратов, то они были склонны считать, что движущиеся вниз зеленые квадраты, которые появлялись на экране спустя 8/100 секунды, были того же цвета. Причина этого снова заключается в том, что различные участки мозга работают в разных режимах.

По меркам тех сигналов, которые проносятся в нашем мозгу, 8/100 секунды - это большое время. Смешение образов происходит из-за того, что мы обрабатываем цвет объекта быстрее его движения. Это объясняет, почему испытуемые связывают образ красных квадратов с более поздним движением зеленых квадратов. Это открытие позволяет предположить, что мозг затрачивает больше усилий на обработку данных о движении, чем о цвете. Это удивительно, потому что область мозга, ответственная за обработку движения, активизируется раньше всех остальных областей, когда мозг начинает работу со зрительной информацией. Есть свидетельства, что сигналы о движении поступают в соответствующие отделы мозга до сигналов о цвете.

Подобные эксперименты имеют далеко идущие выводы. Ранее неврологи полагали, что мозг устроен иерархическим образом: различные отделы "отчитывались" перед "главной зоной". Но не было обнаружено ничего хоть отдаленно напоминающего такой центр управления. Затем стали считать, что отдельные зоны общались с "синхронизатором", который объединял входные сигналы о движении, цвете и т. п. и представлял мозгу согласованное целое. "Но синхронизатора тоже не существует", - говорит Зеки.

Вместо этого, по-видимому, мозг работает в свободном режиме взаимодействия. Когда мы смотрим на что-либо, светочувствительные клетки на сетчатке глаза отправляют визуальную информацию ко всем отделам зрительной зоны коры головного мозга, включая центры обработки цвета (V4) и обработки движения (V5). Через некоторое время эти отдельные области начинают "разговаривать" друг с другом, чтобы связать различные потоки информации в единое представление в сознании. Но когда события происходят быстрее, чем раз в 100 миллисекунд (одна десятая секунды), то ограничения по скорости внутри каждой части зрительной зоны коры головного мозга становятся значимыми и наше обобщенное представление о мире начинает разваливаться.

Иногда мозг разрешает конфликт между чувствами, принимая какую-либо одну сторону, как, например, в случае с чревовещанием, когда источник звука, производимого чревовещателем, и движения губ его куклы не совпадают. Наши глаза точнее определяют источник звука в пространстве, чем уши; таким образом, когда мозг объединяет зрительное и слуховое восприятие, движения губ доминируют над голосом чревовещателя. Вот почему кажется, что звук исходит из уст куклы.

Роджер Хайфилд

Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство