Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Мы не так много замечаем...

Мы беззащитны перед искусством мага направлять наше внимание на то, что он хочет, чтобы мы замечали. Действительно, ведь мы воспринимаем лишь малую часть из того, что происходит в поле нашего зрения. Поразительное отсутствие внимания было ярко продемонстрировано в эксперименте Дэниела Саймонса из Гарвардского университета и Дэниела Левина из Кентского университета в Огайо, который раскрывает удивительную способность нашего разума обманываться. Людей в студгородке останавливал незнакомый человек и спрашивал, как пройти куда-либо. Во время разговора между незнакомцем и участвующим в эксперименте проходили двое человек, несущие деревянную дверь. Затем участника спрашивали, заметил ли он какие-либо изменения после того, как мимо пронесли дверь. Половина тестируемых не заметила, как незнакомого человека, спрашивающего дорогу, заменили на другого, с другим ростом, другой комплекции, с короткой стрижкой другого фасона и с отличающейся речью. Кроме того, на нем была другая одежда.

Несмотря на то что участвующие в эксперименте перед подменой разговаривали с незнакомцем целую минуту, половина из них после пронесенной мимо двери не заметили ничего особенного и завершили разговор уже с другим человеком. Это явление, которое психологи называют "слепотой невнимательности", подчеркивает, что мы видим гораздо меньше, чем нам кажется. Мозг, по-видимому, извлекает ключевые значимые детали и заполняет оставшиеся пробелы из памяти, чтобы освободить ценные "вычислительные" мощности для других нервных процессов. Чтобы описать мир, разум действует, как художник: он определяет важные свойства изображения и отбрасывает избыточную информацию.

В совместном эксперименте с Кристофером Чабрисом Саймоне воспроизвел видеозапись баскетбольной игры и попросил участников подсчитать количество пасов, сделанных одной из команд. Около 50% не заметили женщину, одетую в костюм гориллы, которая медленно шла в кадре в течение пяти секунд, даже несмотря на то, что эта мохнатая незваная гостья буквально лавировала между игроками. Однако, если участников просили просто просмотреть пленку, они с легкостью замечали гориллу. Некоторые из них даже отказывались верить, что оба раза смотрели одну и ту же пленку, и считали, что это были разные версии записи, одну из которых смонтировали так, чтобы на ней оказалась обезьяна. Ричард Уайзмен недавно повторил этот эксперимент перед живой аудиторией в Лондоне (в рамках своего представления "Театр науки", проведенного с Саймоном Сингхом) и выяснил, что только 10% примерно из 400 зрителей заметили гориллу.

По-видимому, при нашем зрительном восприятии окружающего мира во многих ситуациях мы воспринимаем лишь небольшое число новых фактов, добавляем их к хранящимся в памяти образам и представлениям и составляем цельную картину, в которой невозможно отделить то, что было на самом деле, от того, что является нашими воспоминаниями. Учитывая, что в любой момент времени мы видим, мягко говоря, неполную картину мира, нет ничего удивительного в том, что сценическая магия процветает.

Роджер Хайфилд

Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство