Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Как получился Гарри Поттер

Ворона из волшебного зверинца, фото

Поражает тот факт, что каждая клетка в развивающемся эмбрионе содержит в своей ДНК абсолютно идентичную генетическую информацию. Как же получается, что клетки в голове Хагрида или Гарри Поттера отличаются от тех, что находятся в сердце? Десятилетиями велись споры о том, запрограммированы ли клетки изначально на то, чтобы, скажем, стать сердцем, или они узнают об этом от сестринских клеток. Теперь ученые полагают, что важное значение имеют условия, в которых находится каждая клетка. Движение клеток в эмбрионе меняет их свойства в зависимости от местных условий.

Паттерны закладываются в тот момент, когда одна клетка меняет свойство своей соседки, как бы сообщая ей: "Мы, кажется, станем сердцем". Это напоминает распространение слухов в толпе людей. Но некоторые сигналы ведут себя подобно режиссеру на съемочной площадке и отдают команду: "Вы, ребята, станете сердцем!" Их называют морфогенами, химическими сигналами, которые организуют матрицу окружающих клеток в паттерны. Этот вопрос изучал сэр Джон Гурдон из Оксфорда, который многие из своих пионерских полевых работ осуществил на лягушках.

Независимо от того, являются они локальными клеточными сигналами или морфогенами, они включают в работу гомеобоксы, которые определяют судьбу клеток, делая из них сердце, печень, кожу и т. д. Регулирующие гены, включающиеся на ранней стадии развития, помогают определить, какой конец эмбриона станет головой, а какой - хвостом, какая часть станет спиной, а какая - животом. Эти гены также определяют основные виды тканей, превращая ткань эмбриона, называемую эктодермой, например, в кожу или мозг. Гены, включающиеся в процесс чуть позже, помогают сформировать характерные сегменты тела - отделяя таким образом голову от брюшка, например. Позднее гены начинают влиять на рост членов тела, пока не будет достигнута необходимая морфологическая сложность. Таким образом, проект формирования тела изменяется как в пространстве, так и во времени.

Если гены в гомеобоксах начинают работать неправильно, происходят странные вещи, и появляющиеся на свет монстры могут рассказать нам о том, чем занимается конкретный ген. Например, у плодовых мух ген Antennapedia обычно включается только в клетках, которые формируют грудь, чтобы сообщить им о том, что бахрома на поверхности эмбриона должна развиться в ноги насекомого. Когда происходит сбой и они перемещаются к голове, насекомое рождается с ногами вместо усиков-антенн. Это очень напоминает отрывок из книги "Сильнодействующие зелья", где у ведьмы выросло несколько дополнительных пар рук на голове.

Плодовые мушки по всему миру мутируют в невероятных пропорциях. Например, у вида Bicaudal нет головы, почти нет тела и есть два ануса. Другие мухи-мутанты бывают мохнатыми, лысыми, безглазыми, страдают опухолями и т. д. Наш старый знакомый Bithorax имеет две пары крыльев.

Теперь мы, по крайней мере, можем представить, как можно создать крылатую лошадь, которая тянет повозку Бобатона, и других волшебных существ. Как говорит Мэтью Фримен из Лаборатории молекулярной биологии в Кембридже, самым удивительным является то, что клетки всех существ общаются друг с другом на одном языке: "Это весьма удобно, если вы хотите создать волшебное существо. Можно представить, как Рита Москита превращается в жука, у Дадли Дурели отрастает поросячий хвостик, Пятилап обзаводится пятью мохнатыми ногами и становится возможным скрещивать различных существ для создания химер".

Идея о трансформации не кажется столь невероятной, когда речь идет о древнегреческой богине Цирцее, превращавшей мужчин в свиней, когда улитка Яркополз ежечасно меняет свой цвет (согласно Скамандеру) или когда анимаг превращается в животное по собственному желанию. Все живые создания являются лишь вариантами одной генетической схемы.

Давайте посмотрим, как можно создать волшебный зверинец. То, о чем пойдет речь, считается в мире маг-лов неэтичным. В конце концов, манипуляция с генами пока находится на начальном уровне, общество уже давно с сомнением относится с генетическим экспериментам (вспомните, например, "Франкенштейна" или "Остров доктора Моро"), а большинство ученых испытывают на этот счет гораздо больше сомнений, чем принято считать. Создание волшебных существ не является их целью.

В волшебном мире Ньют Скамандер ввел в 1965 году Запрет на экспериментальное разведение животных, который предотвратил создание новых монстров в Британии. В мире маглов Британский консультативный комитет по окружающей среде принял его жесткую позицию. Комитет никогда не даст разрешение на выпуск в окружающий мир Пушка, боясь возможных последствий, не говоря уже о том, чтобы позволить ученым разводить это трехголовое чудовище.

Идея создания волшебного зверинца предана анафеме и Комиссией по земледелию и биотехнологиям окружающей среды. Комиссия, оценивающая генетическое волшебство стратегически, не одобрит никакую попытку создать хогвартский бестиарий, как говорит один из ее членов (пожелавший остаться неизвестным, чтобы его не обвинили в симпатиях к магозоологии). К счастью, как указывает Дж. К. Роулинг, пункт 73 Международного положения волшебников о секретности требует изоляции магического бестиария мира "Гарри Поттера" от мира маглов, чтобы не увеличивать массовую истерию по поводу генетических модификаций.

Описанные ниже магические существа, возникшие, безусловно, до 1965 года, можно найти в естественной среде обитания, защищенной антимагловыми заклинаниями. Надеюсь, приведенное ниже описание поможет понять, как можно было бы создать этих существ. Но любая попытка опубликовать подробности, разумеется, столкнется с быстрой реакцией Службы дезинформации в виде заклятия забвения или разочаровывающего заклятия.

Роджер Хайфилд

Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство