Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Крепкие напитки, правила этикета

Уточним некоторые моменты в этикете употребления напитков. Выпьем, чередуя это с закусками, холодными, горячим и десертом. Культура принятия алкогольных напитков никогда не соблюдалась в России советской. А зря! Десятилетиями соблюдалось так называемое правило - "не мешай", то есть имелось в виду параллельное употребление крепких и десертных напитков. Да, это было правильно в те времена, когда мы пили безобразную водку-"сучок", или портвейн "Агдам", или еще какую гадость. Теперь у нас, наконец-то, появились вина и водки, более или менее достойные нашей сегодняшней жизни. За приличным столом вина всегда чередовались. Водки, как правило, шли под холодные закуски и в небольшом количестве. После супа гостям предлагалась мадера, затем другие вина. Обычно крепленые вина подавались под дичь и мясо, полусухие - под рыбные блюда. Неправильно полагать, что шампанское пьют только под десерт. Его пьют в продолжение всего обеда с начала до конца.

Водки и водочные настойки всегда пились из рюмок. Женская рюмка по объему соответствует 25-35 граммам, мужская 35- 50 граммам. Держать рюмку принято за емкость тремя пальцами и пить одним глотком.

Вина крепленые, полусухие и сухие пьются из рюмок объемом до 100 граммов. По славянскому обычаю, где принято чокаться по произнесении тоста, рюмка держится за ножку тремя пальцами, по западному обычаю - за емкость. Хорошее вино всегда принято было смаковать, ощутить его крепость, вкус, запах, поэтому его пьют не спеша небольшими глотками. Шампанское пьют из узких высоких фужеров. Такие фужеры приняты под тосты. Их держат так же, как и рюмки, - по славянскому обычаю за ножку, по западноевропейскому - за емкость. Шампанское - парадное вино, но оно подавалось и под сладкое, и под десерт. В этих случаях подаются плоские фужеры. Ножка такого фужера пропускается между средним и безымянным пальцами, емкость при этом оказывается в ладони. Этими фужерами никогда не чокаются. И, вообще, шампанское можно пить сколько и как угодно.

Ликеры пьют только под черный кофе из крошечных рюмок емкостью до 10-15 граммов. Ликерная рюмка никогда не ставится на обеденный стол. Ликер сладок, крепок, душист, поэтому его не пьют, а только пригубливают, запивая затем небольшими глотками черного кофе. Пиво пьется из специальных пивных стаканов емкостью 150-200 граммов. Кружками пользуются только в специальных пивных ресторанах. Минеральные воды и лимонады пьются из бокалов - большой рюмки объемом 175-200 граммов на высокой ножке. Они держатся пальцами за емкость. Прохладительные напитки и столовое вино пьется во время всего обеда и ужина без тостов, однако поднимать эти бокалы во время тостов считается крайне неприличным.

По славянскому обычаю, из недолитой посуды не пьют и ею не чокаются. Пивными стаканами или кружками, бокалами и ликерными рюмками не чокались вообще. Держать рюмку, отставив безымянный палец или мизинец, - признак дурного воспитания. Когда-то этот жест пальчиком в купеческих семьях считался признаком утонченности и воспитанности. Вспомним, как блестяще и тонко иронизирует по этому поводу наш великолепный артист Всеволод Кузнецов в роли легендарного красноармейца Сухова из фильма "Белое солнце пустыни", когда он пьет у Верещагина самогон из граненого стакана, манерно оттопырив мизинчик.

Разливать вино - тоже определенный ритуал. Из только что раскупоренной бутылки вино разливалось сначала чуть себе, затем дамам, затем мужчинам в соответствии со старшинством, потом доливалось себе. Эта традиция укоренилась с тех времен, когда бутылки запечатывались сургучом, дабы крошки его не попали в рюмку дамы. Наливать вина следует столько, чтобы пьющий его не проливал. Перелив вина - неловкость, а слова "жить сполна" при этом - нетактичное прикрытие собственной неловкости. В Западной Европе принято наливать четверть, треть емкости в большую посуду, у нас - наполняют небольшую рюмку полностью. Следует еще обратить внимание на то из чего и как наливать. Если вы наливаете вино из графина, то держите его за горлышко, если из бутылки - держите за емкость. Откуда пошел этот обычай - сейчас не вспомнить, но нарушение этого правила делает жест наполняющего бокалы неловким и неэстетичным. И уж совершенно безобразно наливать вино "через руку", то есть выворачивая руку с бутылкой емкостью вверх. Этот жест всегда считался не только неаккуратным, но и оскорбительным. Таковы основные правила, соблюдаемые при употреблении алкогольных и прохладительных напитков.

В популярных брошюрах по застольному этикету, особенно в книжках зарубежных авторов, часто встречаются изысканные рекомендации и утонченные правила заказа дорогостоящих вин. Так, например: когда специальный винный кельнер приносит бутылку, нужно сначала внимательно прочитать этикетку и кивком головы дать понять, что это именно то вино, которое заказано. После чего официант откупоривает бутылку, осматривает пробку и передает ее заказчику, чтобы тот сам убедился в том, что пробка влажная, что свидетельствует о правильности хранения вина и в бутылку не мог попасть воздух (как будто бутылку нельзя было заблаговременно взболтнуть). Теперь пробку надлежит понюхать и опять же только кивком головы позволить официанту налить вино для пробы. Крохотная доза смакуется заказчиком, после чего произносится слово "да" и вино разливается гостям.

Согласитесь, что эта процедура не лишена определенной доли педантизма, если не сказать больше - чудаковатости. В этом случае профессиональное качество дегустатора и знатока вин зачастую подменяется напускным апломбом. Кстати, ни у кого из авторов этих винных комиксов не говорится, кто же должен платить по счету в случае отказа - клиент или хозяин ресторана. Вряд ли уместно следовать этой рекомендации.

По этому поводу блестяще иронизирует в одной из своих повестей наш замечательный писатель и кинодраматург Владимир Кунин: "Специальный винный кельнер, даже одетый иначе, чем остальные кельнеры, в белых перчатках, показывал бутылку, завернутую в крахмальную салфетку с монограммой "Тантриса", но так, чтобы этикетка была видна.

Винный кельнер почтительно поднес бутылку Гельмуту. Тот с преувеличенным вниманием прочитал наклейку, очень, ну очень важно кивнул головой, а этот спецкельнер открыл бутылку своим спецштопором и подал Гельмуту пробку. Гельмут понюхал пробку, поднял глаза к потолку и понюхал еще раз, чтобы ничто не отвлекало его от истинной оценки того, что он нюхает. И снова кивнул головой.

Тогда винный кельнер налил в бокал, который привез на столике вместе с вином, самую что ни есть малость этого вина, и стал разглядывать его на свет.

Но на этом спектакль не кончился! Спецкельнер глубоко вздохнул, и, стоя у нашего стола, задумчиво, исполненный титанического самоуважения, сделал крохотный глоток из бокала. Но не проглотил, а как-то, пожевывая губами, втер это вино в полость всего своего рта. Он поднял глазки к небу, помедлил, убедился в том, что вино не отравлено, и налил такую же лилипутскую порцию в бокал Хартмана.

Хартман проделал то же самое. Только сидя. И наконец изрек:

- Да!"

На Руси всегда много ели и пили. Особенно пили, о чем мы и сейчас говорим с особым национальным чувством гордости великороссов. Вспомним блестящий монолог Михаила Задорнова, где он описывает посещение ресторана двумя нашими соотечественниками, выпивавшими каждый третий "дриньк" бесплатно, а потом на предложение хозяина ресторана отправить их домой на машине ответили: "Спасибо, мы за рулем". Конечно, это юмор, хотя и небезосновательный. Но мы говорили о том, что протокол, церемониал, этикет - это способность и умение соблюдать не только свои традиции, но и других. Поэтому, находясь на официальном приеме необходимо помнить, что популярная фраза на дружеских пирушках и застольях "не оставлять зло", требующая опорожнить бокал полностью - это изобретение пьяниц и в давние времена практиковалась только в среде офицеров и студентов. В цивилизованном мире, если человек является, в отличие от нас, россиян, малопьющим, ему достаточно поднять свой бокал и чуть пригубить вино. Это уже считается согласием принятия тоста. Кстати, впоследствии в недопитую рюмку вино не доливается.

В. Семенов

Проза жизни Практика дипломатического протокола и этикета