Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Дом Наркомата Обороны

Дом Наркомата Обороны

Наркомат Обороны. Главный вход. Перспектива с Арбатской площади. Проект арх. Л. В. Руднева.

Дом Наркомата Обороны

Наркомат Обороны. Кабинет в здании 1-й очереди строительства. Автор арх. Л. В. Руднев.

Дом Наркомата Обороны

Дом Наркомата Обороны. Перспектива со стороны ул. Фрунзе (по Большому Знаменскому пер.) 3-я очередь. Проект арх. Л. В. Руднева.

Дом Наркомата Обороны

Один из кабинетов здания 1-й очереди.

Дом Наркомата Обороны

Вестибюль у башни.

Огромная кубатура в 500 000 м3, монументальные фасады, выходящие на реконструируемую Арбатскую площадь, Гоголевский бульвар, ул. Фрунзе и Антипьевский пер., в большой мере подсказывающие лицо этого важнейшего района новой Москвы, монументальность главного фасада, достигающего 12 этажей, значение самого дома, олицетворяющего мощь нашей непобедимой Рабоче-Крестьянской Красной армии, - вот что определяло и определяет задачи проектировщиков и строителей нового дома Наркомата обороны.

Чего добивались первые? Жизнерадостности и бодрости, мажорного тонуса, который подчеркивал бы разницу между нашей армией рабочих и крестьян, армией, служащей целям обороны Советского Союза в отличие от армий империалистических орудий грабежа и звериного насилия. Проектировщики стремились и к тому, чтобы уже по внешнему виду здание выражало свое назначение, чтобы его архитектурное оформление говорило о Красной армии, об облике ее сынов, об их жизни и быте.

Чего добиваются вторые? Такого высокого качества стройки, которое было бы достойно великолепного сооружения, порученного им.

Не отвергая целикам ни классики, ни западных влияний, ни даже восточных течений в архитектуре, проектировщики попытались дать в своем решении здания такой синтез всех этих течений, который подчеркивал бы интернациональный характер Союза Советских Социалистических Республик и его Красной армии.

Главный фасад комбината, выходящий на Арбатскую площадь, богато насыщен архитектурными деталями, идеи которых в значительной степени заимствованы из быта Красной армии (красноармейцы, танки, самолеты), выполненными в виде плоских барельефов из песчаника, натурального камня и известняка. Монументальный главный подъезд будет облицован натуральным камнем, запорожским гранитом и песчаниками в различных видах.

Все здание обрамляется мощным цоколем, облицованным серым гранитом. Два первых этажа обрабатываются в виде белых гранитных конвертов. Все вместе образует общую базу, - стиллобат, - на которой крепко держится верхняя часть здания. Третий и четвертый этажи обрамляются поясом из парных колонн (в корпусе, выходящем на Антипьевский пер. колоннада ограничена одним этажом). Над этим членением расположенных шесть этажей, имеющих более однообразное разрешение.

Здание увенчивается мощным карнизом и парапетом, окаймляющим его по периметру и украшенным рядом шпилей и скульптурных фигур, символизирующих братский союз рабочих, колхозников и красноармейцев.

В конструктивном отношении основной каркас проектируется в виде железобетонной рамной конструкции и заполняется кирпичом или другим утепляющим материалом. Междуэтажные перекрытия исключительно несгораемые, железобетонные.

Материалом для обработки фасадов (цоколь и первые два этажа) служит серый гранит, колонны третьего и четвертого этажей оформляются из серого полированного гранита, верхняя же часть по всем фасадам будет облицована песчаником или натуральным белым известняком (подобно дому СТО в Охотном ряду).

Что же касается дворовых фасадов комбината, то оформление их нижних этажей будет точно соответствовать уличным фасадам, и лишь для верхней части предположена несколько более простая цветная штукатурка.

Внутреннее оборудование комбината находится в полном соответствии с последними достижениями строительной техники. Комбинат будет располагать пневматической почтой, богатым узлом связи, автоматической телефонной станцией. Для поддержания санитарно-гигиенических условий оборудуется центральная пылесосная система со специальными эксгаустерами. Тепловую энергию комбинат получит в централизованном порядке, по-видимому от Фрунзенской районной теплоэлектроцентрали.

Интерьеры комбината разрешены в духе, соответствующем назначению здания, с выделением парадных частей (вестибюли, центральные распределительные пункты, места связи, лестницы, комнаты отдыха, отдельные залы, кабинеты) . Отделаны помещения внутри будут частично мрамором, искусственным мрамором, росписью по методу сграфито, деревом ценных пород. Рядовые кабинеты оборудованы вделанными в стену шкафами. Стены кабинетов имеют панельный характер и отделываются искусственным мрамором и линкрустой. Мебель во всех комнатах выполняется по специальным эскизам проектировщика, особое внимание уделяется мелочам (дверные ручки и т. д.). Однако, в этой области не допускается фетишизма, и строительство смело заимствует уже освоенные стройиндустрией арматуру, ручки и т. п., не занимаясь кустарничеством там, где налицо вполне удовлетворительные образцы, производимые в массовом порядке.

***

В данный момент заканчивается отделкой первый корпус комбината по Антипьевскому переулку, составляющий 1/7 часть всего комбината. Хотя по архитектурной обработке корпус и является в достаточной мере богатым, однако, находясь в тыльной части комбината и представляя из себя донец композиции, - он не отражает в полной мере той, монументальности, которая будет присуща всему законченному зданию.

Главный подъезд с Антипьевского переулка решен в оригинальной форме. В выступающей части здания, покоящейся на четырех облицованных запорожским трагантом колоннах с капителями из гранита и на пилоне в виде конвертов из того же материала, размещен зал заседаний с верхним освещением.

Основная часть плоского фасада этой выступающей части подъезда обработана четырьмя стилизованными танками из натурального белого протопоповского камня. Между верхними двумя танками дано изображение пятиконечной звезды из того же камня. Над верхним карнизом выступающей части подъезда расположены с двух сторон бронзовые маски красноармейцев с развернутым шлемом. Верхний выступ увенчан четырьмя шпилями.

Вся композиция завершается многоэтажной шестидесятиметровой башней с гранитным цоколем и верхом из натурального камня. Остальные этажи башни обрабатываются цветной штукатуркой с желтой крымской мраморной крошкой.

Архитектурно завершая фасад здания, башня одновременно будет участвовать в ансамбле площади Дворца Советов и, вместе с двумя Кремлевскими башнями и башней старого здания библиотеки им. Ленина, будет читаться как одна из вертикальных осей площади.

Журнал "Строительство Москвы". 1935 г.

Старьё