Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Центральный Дом каторги и ссылки

Дом каторги и ссылки

Дом каторги и ссылки

Дом каторги и ссылки

Дом каторги и ссылки

В обращении к XVII съезду ВКП(б) германская компартия отметила, что "в Советском союзе показывают ужасы каторги, тюрем и ссылок в музеях, тогда как германскому пролетариату приходится выносить все эти ужасы в действительности".

В Москве закончено в настоящее время огромное здание Дома каторги и ссылки. Такой дом может быть построен только в стране победившего пролетариата. Подрастающее поколение, не видевшее живого городового, не испытавшее гнета царизма и капитализма, будет знакомиться в Музее каторги и ссылки с казематами Петропавловки, Шлиссельбурга, с тюрьмами Нерчинской каторги, с многочисленными каторжными централами, построенными после подавления революции 1905 года, с ужасами ссылки Турухакки, Колымы и прочих "весьма отдаленных мест".

В музее каторги и ссылки молодежь увидит, как единственно революционный класс-пролетариат выдвинул стальных вождей, прошедших тяжелый путь подпольной работы, тюрем, каторги и ссылки и сумевших без страха и колебаний вести рабочий класс от победы к победе.

Казалось бы, архитекторы, проектировавшие это здание должны были придать ему особо-выразительные и монументальные архитектурные формы.

К сожалению этого нет. Кубизм и конструктивизм более чем выпукло выявлены в формах этого дома. Преднамеренная упрощенность во всем, фетишизация, абсолютно прямых горизонталей и вертикалей, омертвелость голых плоскостей, что при малой высоте здания ослабляет монументальность общей композиции.

Главное - это отсутствие собственного лица у Дома каторги и ссылки.

Отбросьте проект скульптурного барельефа на лобовой плоскости куба входа, или перемените соответственно содержание барельефа и дом может быть универмагом, больницей или просто домом какого-нибудь учреждения.

Нужно ли доказывать авторам, что обезличивать строительство нашей красной столицы недопустимо. Но, может быть, авторы в нагромождении кубов, в уступах поднимающихся террас и в нагромождении плоскостей хотели выразить идею нарастания революционной борьбы? Если так, то приходится признать, что способ выражения этой идеи недоходчив.

В доме каторги и ссылки зритель должен видеть не только мучительное прошлое, но он должен видеть это прошлое в сопоставлении с настоящим нашей Советской страны, Он должен также видеть настоящее рабочего класса в капиталистических странах.

Жизнь борцов и мучеников революции дает огромнейший материал для стенных фресок, для росписи потолков и для скульптуры. Специфичность диктовала заранее предусмотреть при проектировании активнейшее участие живописцев, скульпторов в работе по внутреннему оформлению Дома каторги и ссылки.

К сожалению, об этом забыли, и мы имеем в вестибюле, фойе и залах столовой, вместо расписанных потолков, торчащие ребра бетонных балок, упрощенных донельзя. Этот грех был исправлен при проектировании музейной части. Только в ходе работы внесен ряд улучшений во внутреннее оформление, и возникла мысль о барельефе из цветной майолики на стене столовой. Но определенного проекта внутреннего оформления живописью, графикой и скульптурой не было и нет.

Неудивительно, что недовольство проектом выражается часто весьма резко в стенгазетах и на собраниях.

    "Поди ж ты - строили дворец -
    А вышел колумбарий свайный".

(Стенгазета политкаторжан. "Три централа").

В вопросе об оформлении фасада Дома каторги и ссылки имеются два подхода, вытекающие из различных оценок архитектурного стиля дома.

Довольные проектом - противятся внесению каких-либо изменений и дополнений; недовольные же ищут путей и способов выявления историко-революционного назначения Дома, и вполне понятно, что они возлагают надежды на скульптуру, как на искусство, наиболее родственное архитектуре.

К сожалению, архитекторы Веснины ограничиваются оформлением только лобовой плоскости куба входа, оставляя все остальные плоскости неприкосновенными. Они против барельефа, тем более горельефа и желают обработки плоскости цветной штукатуркой, на которой будут прорезаны графические контуры, или будут, на манер египетской скульптуры, углублены фигуры и рисунки.

Мы считаем необходимым заполнить скульптурой не одну только лобовую плоскость куба входа. Необходимо обработать барельефом также боковые плоскости куба. Если барельеф поместить только на одной фасадной плоскости - будет впечатление художественной заплаты.

Необходимо также обработать фризом средние горизонтальные плоскости фасадов по обоим сторонам куба входа и этим связать куб со всем зданием. Необходимо поставить на нижних двух лестничных площадках входа статуи каторжанина и каторжанки.

Эскизы, представленные Лишевой, показали, что при постановке на постаментах по обеим сторонам площадок они прекрасно свяжутся с колоннами и дадут мысленное соединение лестницы с барельефом. Но мы против загромождения лестничной площадки скульптурными группами, как то проектирует Скульптор Конгиссер.

Работа Лишевой все же сугубо эскизна и подлежит тщательной проработке со внесением многих изменений и дополнений.

Ни один проект не может быть принят к исполнению и речь идет о том, какой проект положить в основу для дальнейшей проработки.

Под руководством ленинской партии и нашего вождя тов. Сталина мы шагаем гигантскими шагами к социалистической культуре.

При наших гигантских темпах год равняется десятку лет. Что же удивительного, что проект бр. Весниных, созданный в 1930 году, нас теперь не удовлетворяет. Мы выросли из него.

Архитекторы не должны обижаться на нашу критику, а должны помочь нам в совместном обогащении здания Дома каторги и ссылки.

Необходимо обогатить революционным содержанием наше здание снаружи и внутри и мы уверены, что советская общественность нам поможет.

М. ЛЮТЕНБЕРГ, июнь 1935 г.
Журнал "Строительство Москвы"

Старьё