Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Правила этикета при нахождении в автомобиле

Правильная посадка в автомобилях - это еще не все. Это - протокол, который определяет техническую сторону дела. Мы же определяем протокольную часть в неразрывной связи с церемониальной, то есть с принципами, составляющими ее этическую и эстетическую сущность.

Международный этикет определяет культуру поведения и взаимоотношений людей во всех сферах деятельности. Соблюдение этикета в цивилизованном мире неукоснительно, как в производственных отношениях, так и в бытовых. Человек, уважающий себя и окружающих, всегда будет обходителен, но и вместе с тем уверен в себе, вежлив, но не заискивающ, учтив и одновременно в меру саркастичен, с той долей скромности, когда окружающие не посмеют отпустить в его адрес сентенцию типа: "Скромность - самый верный путь в неизвестность".

Коль скоро мы говорим о культуре пользования автотранспортом, то уместно будет остановиться на технических деталях и эстетических штрихах, которые дополнят и допишут портрет уважаемого и уважающего человека. Садясь за руль собственного автомобиля или пользуясь любезностью водителя, необходимо помнить следующие неписаные правила.

  1. Как бы вы и ваши спутники не спешили, никогда не включайте зажигание и не заводите мотор до тех пор, пока все пассажиры не расселись и не захлопнули дверцы.
  2. Зачастую водители или пассажиры испытывают неудовольствие и пренебрежение к пристежным ремням безопасности, в особенности при поездках по городу и на незначительные расстояния. Не использовать их по назначению - равносильно тому, как ехать, например, с неплотно закрытой дверцей или с неисправными стеклоочистителями. Если сидящий с вами пассажир пренебрегает ремнем безопасности, найдите вежливую, ненавязчивую форму просьбы, типа: "Набросьте, пожалуйста, ремень, чтобы не вступать по пустякам в конфликт с дорожной инспекцией".
  3. Садясь за руль и подняв кнопки фиксации запора дверей, не поленитесь еще протянуть руку и отщелкнуть внутреннюю ручку пассажирской двери, чтобы она чуть отворилась. Это будет считаться любезным приглашением вашему спутнику по поездке.
  4. Размеривайте свои силы при закрывании дверей, чтобы излишне сильно не хлопать ими. Один мой знакомый водитель отучал таких пассажиров несколько резкой, но уж больно остроумной фразой. В таких случаях он спрашивал: "Скажите, у вас дома холодильник есть?"
  5. Безобразное впечатление производит пассажир вальяжно развалившийся в кресле, да еще и закинувший руку на спинку водительского сидения. Во-первых, бестактно отдыхать, когда человек, сидящий за рулем, сосредоточен и находится в работе, а во-вторых, это просто пренебрежительно по отношению к водителю.
  6. Высунутые из окон руки создают впечатление неряшливости внешнего вида автомобиля. К тому же это небезопасно.
  7. Почему-то стало этаким шиком езда с громко включенной музыкой, причем далеко не высокого художественного уровня. По-моему, это дурной тон.
  8. В западных странах благодарственный кивок или жест рукой водителю, уступившему вам ряд или право проезда, является естественной нормой водительских взаимоотношений, На российских же дорогах эта практика начисто отсутствует.
  9. Некоторые владельцы автомашин оказывают, как им кажется, высшую степень доверия пассажиру, выходя из машины на две-три минуты (в магазин, киоск) и оставляя ключ в замке зажигания. По сути, это не верно, кто бы с вами ни ехал, пусть даже близкий родственник. Оставленный ключ автоматически снимает с водителя ответственность за машину и перелагает ее на пассажира.
  10. Если вы пассажир, воздерживайтесь от рекомендаций водителю по правильности следования, если только вас об этом не попросили.

Вы и сами, уважаемый читатель, можете продолжить и досочинить этот перечень этических норм, несоблюдение которых может привести к душевному расстройству или даже к конфликту. Кто-то, наоборот, возразит, скажет: "Да, ну, ерунда. Делом надо заниматься, бизнесом, коммерцией, деньги делать. Тогда и уважать будут. И не нужно мне это - с кем стоять, как ходить, где сидеть, - да еще и знаменитую пословицу вспомнит, - не место красит человека, а человек место".

Тогда тот человек может закрыть эту книгу и, пожалев об истраченных деньгах, отложить ее в сторону. Мы же с вами продолжим создавать свой образ - образ современного делового человека. Будем следовать старинной театральной заповеди: "Когда создается образ, мелочей нет".

В. Семенов

Проза жизни Практика дипломатического протокола и этикета